glyuck-chan
Just say no more
В перерывах между всеми этими запарами я потихоньку ликбезирую пробелы в знании хороших совковых фильмов. Причем нарваться как-то умудряюсь теперь на то, что не забоянено подобно Гайдаевским творениям. И это здорово.
Вчера смотрел фильм-сказку Александра Митты времен позднего совка. "Сказка странствий". Очень грустная, и надежда в ней диковатая, отчаянная, неверотная, брезжит, подобно свету в конце тоннеля. И не детская она. Скорее созданная для того, чтобы дети, постигая с ее помощью реалии жизни в сказочно-иносказательной форме, быстрее взрослели. Не всем из тех, чьи рецензии я прочел, это по душе. А я бы своему ребенку показал непременно, кстати.
Во-первых, она красиво снята. Во-вторых, и в-главных, потрясающе точно и наглядно показаны психологические портреты как отдельных персонажей, так и их групп, и картина явлений жизни в целом. Девчачьи истерики глубоко нравственной до категоричности Марты. Задиристость и легкое самолюбование гения Орландо, который умудряется сочетаеть в себе донкихотство, давинчиевство и грешки простого смертного человека. (Миронов тут вообще великолепен, такая сложная роль!) Любовь полубезумного разбойника-кладоискателя Горгона к похищенному им "золотому" мальчику Маю. Похуизм и огульное отношение судебной бюрократии к обвиняемым (под устрашающим антуражем в стиле средневековой инквизиции можно разглядеть камень в огород совкового НКВД). Отчаянные попытки выжить и выбраться из замурованной башни на высокой скале. Потребляндия, веселый земной рай на спине у дракона, с библейски печальной историей: пришедшие убить чудовище рыцари вместо этого поселились возле него, злоупотребили его безмятежностью и, в итоге, получили огненную геенну на свои головы (тут камень в огород человеческого отношения к природе, хорошим условиям, а кто-то даже СССР на нефтяной игле там разглядел ). Через десять лет Май станет таким же драконом, как ему когда-то и завещал Горгон — себе на голову: увидев отчаяние сестры от того, каким он сделался бессердечным мудаком, Май разьебал к чертям собачьим свои богатства, замок и всех пригревшихся в нем прихлебателей с Горгоном заодно. Леденящая душу сцена с городом, пораженным чумой, это вообще шедевр — с момента прибытия туда главных героев и до ухода Марты из города, который Орландо освободил от ведьмы ценой своей жизни. Все это невероятно берет за душу. И даже не лишком жизненные, явно относящиеся к идеалам авторов сценария вещи (вроде самого факта встречи таких чудных и в то же время чистых людей, как Орландо и Марта) на таком фоне воспринимаются не как слащавая пошлость, а скорее как отчаянные возглас и призыв. Ясность и живость мысли, целеустремленность, честность, принципиальность стоят того, чтобы их сохранять в этой жизни, именно потому что она такая, какая есть. Но... тут есть о чем подумать и глубже. Это уже лучше по поводу. А пока заключу, что это один из лучших увиденных мной фильмов.

@темы: меланхолия, кадры, впечатления, чему мы научились за день, эндорфинности