13:42 

glyuck-chan
Just say no more
В детстве, кроме всего прочего, важно смотреть нужные и правильные фильмы. Именно в детстве важно, когда костяк предствлений человека о том, что хорошо и красиво, еще мягок и только формируется. Хотя и во взрослом состоянии тоже не поздно. Это просто сформирует взгляды посмотревшего уже не на собственные вкусы, а на то, какие вкусы он хочет привить своему ребенку. Даже мне, который не считает ребенка связанным обязаловкой продолжением своих родителей, хотелось бы, чтобы мой ребенок разделял со мной какие-то привязанности, — просто как человек, с которым вместе жить и помогать друг другу. Конечно, вопрос о ребенке у меня крайне абстрактный, однако задумайтесь: основные вопросы человеческого бытия после решения их в детстве и юношестве не устаканиваются на всю оставшуюся жизнь и не теряют своей значительности, пусть даже и отходят на второй план. И если родители забывают об этом, рождается то самое пресловутое взаимонеприятие поколений, и обычные последствия такого наводят на меня грусть.
Так вот, возвращаясь к теме фильмов. На той неделе я посмотрел аж два детских фильма, которые напомнили мне о фундаментальных и главных вещах, которые тем полезнее, чем раньше их узнаешь. Первый — это уже упомянутая постом ниже "Сказка странствий". Не совсем уж детская, но все же. Второй — это америкосское творение от Джима Хенсона, известного созданием "Маппет-шоу". К слову, я относился к последнему всегда с предвзято неприязненным равнодушием, однако фильм изменил мое мнение об авторе. Называется "Лабиринт", 1986 года выхода, и привлек он меня изначально любопытством, как выглядит в амплуа актера Дэвид Боуи. Кстати, внешне он мне и раньше нравился; красивый и интересный дядька, до определенного момента дико хорошевший с возрастом. :crzjump2:И не скажешь, что он сам там был чертовски хорош: у него просто вышла отлично исполненная роль в отличном фильме.
Сам по себе фильм — вполне себе невинно-веселый мюзикл, без малейших попыток вторжения на детскую территорию особо тяжелых взрослых вопросов. И очередное в ряду с "Repo: the Genetic Opera" и Бёртоном подтверждение тому, что мюзикл как жанр мне отнюдь не неприятен — смотря что за тема. В данном случае тема накурилась явно под влиянием "Алисы в Стране чудес", "Волшебника Страны Оз" и с десяток других, и это не есть плохо. Хоть и нельзя говорить об особенной свежести такого произведения. Впрочем, суть не столько в ингредиентах, а в том, как они соотнесены и приправлены, я и касательно кухни так считаю. :D
Тем более что есть в "Лабиринте" и свои характерные приколы. Прежде всего, такой момент: если в "Алисе" и "Волшебнике" галлюциногенные персонажи явились непойми откуда, то здесь они все явно взялись из головы и окружения главной героини. Персонажи и места, с которыми она сталкивается, изначально находятся в её же комнате в виде игрушек, игр, постеров и т.д. По ходу сказки они просто обретают объем, душу и смешиваются в странной, но по-своему стройной логике изощренного сновидения. Даже связь происходящего с "Алисой" и "Волшебником" кажется неслучайной: 12-тилетняя Сара в свои 80-е эти книжки, несомненно, читала. Как и многие другие, влияющие на сюжетные ходы. Погоня за похищенным младшим братом будто взята из "Снежной королевы", отравление яблоком — совершенно как "Белоснежке", гротескный бал и отрезвляющий взгляд на часы напоминают пародию на "Золушку"... В общем, раскрыта тема влияния культурной среды на детство и на представления о волшебном. Причем чувствуется, как тесно смыкается эта среда по сравнению с тем, как бывало раньше: все нынешние персонажи — готовые продукты культурного потребления. В наш начитанный, пресыщенный информацией и развлечениями век простора для фантазии остается все меньше, это чистая правда.
Винегрет отсылок удачно составлен еще и в том плане, что создает совершенно новую картину "двойного дна" сказки. Актуальную такую в свете отходняка 80-х годов. Похищенный мальчик уже давно, наверное, толкуется как потеря души, чувства и смысла происходящего (и в "Сазке странствий", ага). Гоблинский король, путающий карты (во всех смыслах) и мастерски обольщающий и потерявшую, и потерянного, — в чистом виде воплощение жизни, во всей красе ее коварно-превратной стороны. Кстати, то, что его играет такая рок-звезда, как Боуи, здорово проявляет характер этих превратностей после буйных 70-х ХХ века. Секс из детского произведения вырезали, а вот наркотики и рок-н-ролл оставили на месте. Юное создание поймали на мимолетном желании, отобрали обременительное чувство самоидентичности и взамен предложили нямку из сладких грез. Постановка вопроса и по наркоте, и по поп-культуре общества потребления, правда? А путь обратно, как водится, запутан и тернист. Наивные представление здесь меркнут с первых же шагов: главные волшебные атрибуты оказываются хуже и непредсказуемей, чем ты ожидал, феи на самом деле — маленькие кусачие стервы..) И дальше по дороге персонажи попадаются всякие — и смятенно-неблагонадежные, и добродушно-неуклюжие, и чудаковато-донкихотистые, и шизофренические, и подлые, и агрессивные, и сами же запутавшиеся в собственной игре, и безлико-эгоистичные, и много какие еще. А в решающий, поворотный момент жизнь снова сделает тебе неимоверно житрожопое предложение не лучше первого: принять её, полюбить и слушаться, чтобы она слушалась тебя. А кто кем будет управлять в результате — догадаться не сложно. А смысл в том, что не изменить себе и не продаться действительно можно, только если не принимать окружающее как верное, непреложное и неизменимое. Во всяком случае, мне сейчас действительно близка эта философия. Что-то подобное я, в сущности, и надеялся увидеть во МХАТовской постановке "Синей Птицы"; там, видимо, либо интерпретация слишком вылизанная, либо пьеса вообще не та. А тут вдруг нашел, слава котикам.
Подытоживая, скажу, что "Лабиринт", несмотря на всю специфичность, хорошо переосмысливает жизнь и отношение к ней для конца прошлого века. Даже если сейчас это уже не слишком актуально, как этап это стоило отметить. И хорошо, что присутствие жизненно важных истин, которые тем полезнее, чем раньше усваиваются, не мешает фильму оставаться доброй и веселой детской сказкой. В этом смысле "Лабиринт" — отличный преемник "Алисы" и "Волшебника", и я надеюсь, что узкий круг фанатов фильма образовался не только из поклонников Боуи и "Улицы Сезам".


@темы: впечатления, интересности, кадры, чему мы научились за день, эндорфинности

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Бортовой журнал шатуна

главная